Детский сад №5 ПИН и ГВИН группа №5
Выступление на ГМО «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»Развитие познавательных способностей дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка, что определило выбор моей темы самообразования «Развитие познавательных способностей дошкольников в процесс проектной деятельности». Проблема С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Как научить ребенка в мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию? Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – здесь ему помогают взрослые. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, построенные на основе современных методов и инновационных интегрированных технологий. В дошкольном возрасте одним из основных структурных компонентов познавательного развития становится метод проектов — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Актуальность выбранной темы Актуальность выбранной темы заключается в том, что модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить, решать поставленные задачи и определять конкретные цели – всё это формируется на начальных ступенях дошкольного образования. Поэтому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательных способностей детей. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Через интеграцию различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. Поэтому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательных способностей детей. Целью работы стало: Создание условий для развития познавательных способностей ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: Изучить и проанализировать данную проблему в научной литературе. Развивать познавательную активность детей путем включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе. Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности. Повысить компетентность родителей в развитии познавательных способностей дошкольников. Особенности работы с детьми младшего дошкольного возраста: Уже в 3-4 летнем возрасте активность и неутомляемость детей возрастает, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта я решала следующие задачи: • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу; • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом; • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах. Такой подход в итоге позволил каждому ребенку: • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта; • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний; • повысить уровень коммуникабельности. Так как проектная деятельность не предусмотрена перспективным планированием, я использую блочно-тематическое изучение материала. Опыт показал, что такая система позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания мира, развить познавательную активность, любознательность, правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие ребенка. Например, недельное тематическое планирование: «Овощи», «Кто в лесу живет?», «Домашние животные», «Обитатели аквариума», «Путешествие по родному городу» и др.На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, экологии и изобразительной деятельности дети знакомятся с животными, составляют рассказы о них, рисуют. На таких занятияхрешаются проблемные, поисковые, информационные, экологические задачи. С целью активизации деятельности ребёнка я спрашиваю, о чем бы он хотел рассказать,о чем узнать больше? К поисковой и творческой деятельности подключаю родителей, т.к. ребенок сам не может в полном объёме справиться с заданием.Вовлекаю детей, давая им посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки и т.д. Проект – это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей). Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. Большое внимание мы уделяем формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие. Был разработан проект «Путешествие в страну Здоровья». В рамках этого проекта мы сформировали у детей понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; привили любовь к физическим упражнениям, закаливанию; повысили грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. Анализируя первые итоги работы по внедрению метода проектов, я пришла к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для не уверенных в себе и застенчивых детей. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе. 15 апреля 2016 в 20:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.