Детский сад №5 ПИН и ГВИН группа №5
Доклад для воспитателей «Портрет» будущего первоклассника«Портрет» будущего первоклассника «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ( Венгер Л.А.) Одной из актуальных проблем в образовании является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для некоторых детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Не справляясь с нагрузкой, дети теряют интерес к учёбе, часто болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться. Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а также развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения. Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей. Какой он – будущий первоклассник? Рассмотрим два его портрета – идеальный, составленный на основе ФГОС, и реальный, полученный по результатам обследования. Сначала обратимся к идеальному «портрету» и ФГОС, которые в большей мере ориентированы на формирование общей культуры детей, развитие их личностных, интеллектуальных и физических качеств, чем на определенные знания и умения.
Кроме этого, дошколенок-выпускник очень общителен и дружелюбен, успешно общается со сверстниками и взрослыми, умеет разрешать спорные и конфликтные ситуации. Готовящийся в недалеком будущем стать школьником, он уже самостоятелен и умеет без помощи взрослых организовать свое свободное время, понимает «что такое хорошо и что такое плохо» и, в соответствии с этим, знает как вести себя на улице и дома.
А как выглядит будущий первоклассник на самом деле? Дети нашей группы очень любознательные, мы поддерживали познавательный мотив детей, приучали действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество. Наши воспитанники принимали участие в различных конкурсах ДОУ и муниципального уровня. Галиева Арина стала лауреатом в городском конкурсе вокалистов «Серебряные голоса». Сагиров Тагир занял 3 место в городском конкурсе "Юный исследователь" в номинации «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» с работой «Молоко – вкусный и полезный продукт». Кудашев Данил стал лауреатом 2 степени в городском конкурсе патриотической песни «Афганский ветер». Также участвовали в городском литературно-поэтическом конкурсе «Поэтическая гостиная», в спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья!», в городском фестивале детских театральных коллективов «Театральная весна», в городских интеллектуальных состязаниях, в спартакиаде дошкольников "Олимпийские игры Детства", посвящённой Зимним Олимпийским играм Сочи-2014, в городском конкурсе «Агидельская звездочка». В течение года мы проводили большую работу по изучению развития каждого конкретного ребёнка. Систематизировались диагностические материалы, хранились продукты творческой деятельности детей. Все это помогло определить индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. Также в конце учебного года было проведено обследование детей. На каждого ребенка была составлена карта развития. Данные проведенного обследования, в котором участвовало 25 дошколят-выпускников, показывают, что выпускник детского сада интеллектуально развит. Фундаментальной основой «портрета» выпускника является физическое и психическое здоровье. Наш выпускник хорошо физически развит, это значит, что все параметры его физического развития не имеют отрицательных отклонений от нормы, что свидетельствует о биологической зрелости, необходимой для начала школьного обучения. Следует отметить успехи в освоении движений, появлении полезных двигательных качеств, сформированы ценные гигиенические навыки и привычки. Сегодняшний дошколенок замечает и осознает красоту окружающего мира, стремится к ее творческому выражению, но до конца не понимает важность бережного отношения к природе и ее красоте.
Он умеет общаться с ребятами, но, не всегда проявляет инициативу в общении, с трудом устанавливает новые контакты со взрослыми и сверстниками. Кроме этого, около 20 % нынешних дошкольников не умеют разрешать спорные и конфликтные ситуации, договариваться с ребятами.
Таким образом, сегодняшний реальный дошкольник, который уже завтра сядет за школьную парту, соответствует своему идеальному «портрету» в интеллектуальном развитии.Но не у всех детей сформирована готовность к систематическому обучению, примерно 25% детей не готовы к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Будущий первоклассник не в полной мере умеет организовывать свое свободное время без помощи взрослых, быть самостоятельным. Все это – важные составляющие готовности ребенка к школе, которые помогут ему успешно учиться, осваивать школьную программу.Поэтому новые образовательные стандарты нацелены именно на развитие личности ребёнка, формирование общей культуры детей. Нам в дальнейшем необходимо работать в этом направлении. Я считаю, что приблизить будущего первоклассника к идеальному "портрету" поможет следующее: · организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; · укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; · формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. 15 апреля 2016 в 20:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.