Детский сад №5 ПИН и ГВИН группа №5

Доклад для воспитателей «Портрет» будущего первоклассника

 «Портрет» будущего первоклассника

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

( Венгер Л.А.)

Одной из актуальных проблем в образовании является подготовка ребёнка к обучению в школе.

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для некоторых детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Не справляясь с нагрузкой, дети теряют интерес к учёбе, часто болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм. Это может даже стать причиной формирования отрицательного  отношения к школе, нежелания учиться.

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а также развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

 Какой он – будущий первоклассник? Рассмотрим два его портрета – идеальный, составленный на основе ФГОС, и реальный, полученный по результатам обследования.  Сначала обратимся к идеальному «портрету» и ФГОС, которые в большей мере ориентированы на формирование общей культуры детей, развитие их личностных, интеллектуальных и физических качеств, чем на определенные знания и умения. 
Итак, идеальный выпускник детского сада – это любознательный и активный ребенок, проявляющий интерес к познанию окружающего мира и стремящийся поскорее пойти учиться в школу. Он замечает красоту окружающего мира и природы, радуется ей и стремится воплотить в различных поделках и рисунках.

  Кроме этого, дошколенок-выпускник очень общителен и дружелюбен, успешно общается со сверстниками и взрослыми, умеет разрешать спорные и конфликтные ситуации. Готовящийся в недалеком будущем стать школьником, он уже самостоятелен и умеет без помощи взрослых организовать свое свободное время, понимает «что такое хорошо и что такое плохо» и, в соответствии с этим, знает как вести себя на улице и дома. 
 Для того чтобы будущий первоклашка был «идеальным» в полной мере, он должен быть физически развитым и здоровым ребенком, активным и проявляющим инициативу в организации подвижных игр. Ну и, конечно же, для успешного обучения в школе ему необходимо уметь работать по правилу и по образцу, которые будет задавать учитель, слушать и выполнять его инструкции. Таков «портрет» идеального ребенка, который в скором времени пойдет в школу.

А как выглядит будущий первоклассник на самом деле? Дети нашей группы  очень любознательные, мы поддерживали познавательный мотив детей, приучали действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество. Наши воспитанники  принимали  участие в различных конкурсах  ДОУ и муниципального уровня. Галиева Арина стала лауреатом  в городском конкурсе вокалистов  «Серебряные голоса». Сагиров Тагир занял 3 место в городском конкурсе "Юный исследователь" в номинации «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» с работой «Молоко – вкусный и полезный продукт». Кудашев Данил стал лауреатом 2 степени в городском конкурсе патриотической песни «Афганский ветер».

Также участвовали  в городском литературно-поэтическом конкурсе «Поэтическая гостиная», в спортивном празднике  «Папа, мама, я - спортивная семья!», в городском фестивале детских театральных коллективов «Театральная весна», в городских интеллектуальных состязаниях, в  спартакиаде  дошкольников "Олимпийские игры Детства", посвящённой Зимним Олимпийским играм Сочи-2014, в городском конкурсе «Агидельская звездочка».  В течение года мы проводили большую работу по изучению развития каждого конкретного ребёнка. Систематизировались диагностические материалы, хранились продукты творческой  деятельности детей. Все это помогло определить индивидуальный образовательный маршрут ребёнка.  Также в конце учебного года было проведено обследование детей. На каждого ребенка была составлена карта развития. Данные проведенного  обследования,  в котором участвовало 25 дошколят-выпускников, показывают, что выпускник детского сада интеллектуально развит.

Фундаментальной основой «портрета» выпускника является физическое и психическое здоровье. Наш выпускник хорошо физически развит, это значит, что все параметры его физического развития не имеют отрицательных отклонений от нормы, что свидетельствует о биологической зрелости, необходимой для начала школьного обучения. Следует отметить успехи в освоении движений, появлении полезных двигательных качеств, сформированы ценные гигиенические навыки и привычки.

Сегодняшний дошколенок  замечает и осознает красоту окружающего мира, стремится к ее творческому выражению, но до конца  не понимает важность бережного отношения к природе и ее красоте. 
Он наблюдателен и имеет необходимые для его возраста представления об окружающем мире и мире природы, проявляет любознательность и задает много вопросов. Однако, не у всех детей есть желание  идти в школу, а ведь стремление учиться определяет готовность ребенка к школе и является залогом его успешного обучения в будущем.

Он умеет общаться с ребятами, но, не всегда проявляет инициативу в общении, с трудом устанавливает новые контакты со взрослыми и сверстниками. Кроме этого, около 20  % нынешних дошкольников не умеют разрешать спорные и конфликтные ситуации, договариваться с ребятами.
  По моему мнению, сегодняшний дошколенок-выпускник представляет себе, как нужно заботиться о своем здоровье, самостоятельно делая по утрам зарядку, проявляя активность в играх и др. В то же время, около 15 %  детей считают, что не всегда понимают важность соблюдения правил гигиены, бережного отношения к своему здоровью. 

  Таким образом, сегодняшний реальный дошкольник, который уже завтра сядет за школьную парту, соответствует своему идеальному «портрету» в интеллектуальном развитии.Но не у всех детей сформирована

 готовность к систематическому обучению, примерно 25% детей не готовы к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению  социальной ситуации развития, своего социального статуса. Будущий первоклассник не в полной мере умеет организовывать свое свободное время без помощи взрослых, быть самостоятельным. Все это –  важные составляющие готовности ребенка к школе, которые помогут ему успешно учиться, осваивать школьную программу.Поэтому новые образовательные стандарты нацелены именно на развитие личности ребёнка, формирование общей культуры детей.

Нам в дальнейшем необходимо работать в этом направлении. Я считаю, что приблизить будущего первоклассника к идеальному "портрету" поможет следующее:

· организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

· укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

· формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

15 апреля 2016 в 20:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.